Парковая перспектива

При проектировании новых ландшафтных композиций особого внимания заслуживает парковая перспектива. С ее помощью пейзаж приобретает несколько планов, объединенных с применением классических законов линейной и воздушной перспективы. Чтобы выделить или подчеркнуть какой-либо план применяют всевозможные приемы: естественный рельеф местности, водные объекты, растительные насаждений с контрастной фактурой, мощение с гладкой или шероховатой текстурой.

Обычно некий ландшафтный компонент делают ведущим, отводя прочим второстепенные роли. Чтобы привлечь внимание к перспективе в точке основного внимания из малых архитектурных форм или зеленых насаждений формируют кулисы. Эта группа крупномеров или кустарников ограничивает вид на окружающее пространство. Для этой цели подходят ажурные и глухие кроны, поскольку проект может нести в себе какой-то определенный смысловой посыл.

Парковая перспектива

При работе над парковой перспективой обязательно учитывается ее восприятие в зависимости от времени дня, сезона, погоды. Каждая такая композиция сочетает хорошо освещенные зоны с тенистыми участками. Классический прием усиления эффекта – это чередование освещенных и затененных пространств, меняющихся ролями при дневном естественном и искусственном ночном освещении.

Перспективой в ландшафтном проектировании принято обозначать плоские изображения объемных объектов и пространств. Но она в равной степени подходит и для демонстрации неких видов и картин ландшафтов при наблюдении с определенных точек. Этим же термином в ландшафтном проектировании называют видимую даль.

Эффективный способ выразить глубину пространства – использовать при построении ландшафтной композиции линейную или воздушную перспективу. Те объекты, что располагаются ближе всего к зрителю, воспринимаются им детально и крупно. По мере удаления объемы уменьшаются, а рассмотреть рельеф становится сложнее. Оперируя сходными по форме, но различными по своим геометрическим параметрам предметами можно создать любое нужное впечатление, например, указать на перспективу там, где в реальности для нее слишком мало места.

Подчеркнуть и охарактеризовать ландшафтную перспективу позволяют следующие приемы и принципы:

• видовая точка – так называют площадку, откуда удобнее всего рассматривать пейзаж в целом;

• контраст – с помощью этого художественного приема противопоставляются не только цвета, но и объемы, чтобы подчеркнуть особенности каждого вовлеченного в композицию объекта;

• акцент – противопоставление неких деталей или объектов всему композиционному замыслу в целом. Акцентировать можно размеры, освещение, цвета, расположение элементов пейзажа. Например, солитер на открытой площадке создает акцент на перспективу. Сам по себе такой объект становится доминантой;

• тектоника – использование закономерностей, присущих высаживанию определенных типов растений, размещению природных компонентов;

• цвет – основополагающая характеристика всех используемых в создании ландшафтной композиции предметов;

• топ – характеристика цвета, указывающая на его яркость;

• колорит – совокупность насыщенности и тонов используемых в пейзаже цветов. Бывает теплым и холодным. Колоритом также называют эстетическую оценку пейзажной композиции в целом.

Передать эмоциональный настрой в создаваемом природном пейзаже легче всего при помощи цвета. Но важно обращать внимание на цвет во всем многообразии его восприятия – ведь зритель воспринимает один и тот же оттенок по-разному в зависимости от времени суток, сезона, погоды.

С этой точки зрения максимальной изменчивостью отличаются водные поверхности, находящиеся в непрерывном движении. Когда зеркало водоема спокойно, оно отражает оттенок неба, а в пасмурную погоду может принимать любой другой цвет. Восприятие меняется при переменах в окружающем ландшафте. Так, зеленые насаждения выглядят намного ярче, когда погода ясная, а фон имеет контрастный оттенок. Например, зеленые кроны кустов и деревьев выглядят куда ярче независимо от сезона на фоне однотонных мощеных дорожек, чем посреди зеленого газона, с которым они сливаются в любое время года.