Торговые центры

Современный торговый комплекс представляет собой группу предприятий, которые могут быть расположены на отдельном участке и объединены единой архитектурной концепцией. Все такого рода торговые здания и сооружения находятся в собственности одного юридического лица (управляющей компании), а специализация магазинов, которые в них расположены, соответствует общей специфике торговой зоны. Рядом с такими комплексами оборудуются места для парковки транспорта.

Торговые центры Москвы на карте

То обстоятельство, что торговый центр, в котором предоставляются в аренду площади, является единым архитектурным объектом и выгодным нанимателям, поскольку это, как показывает практика, привлекает большее количество потенциальных покупателей. Они гораздо более охотно посещают именно торговый комплекс, чем просто скопление отдельно стоящих и никак не связанных друг с другом магазинов. Во многом поэтому, план строительства торгового центра практически всегда предполагает его оригинальное решение с точки зрения зодчества.

Историки утверждают, что самая старая форма, которую может иметь торговый центр (и которая, кстати говоря, сохранилась до наших дней) – это базар, открытый или же крытый рынок. Возникнув в глубокой древности, этот способ организации торговли постоянно совершенствовался и усложнялся, постепенно начали появляться капитальные торговые здания и сооружения, в результате чего возникли целые «коммерческие» улицы, которые до сих пор существуют, например, в некоторых городах Великобритании.

В России торговые отношения начали бурно развиваться с начала двенадцатого века, причем крупнейшим коммерческим центром страны тогда была столица (впрочем, им она остается и сейчас). По свидетельству многих иностранцев, посещавших тогда Первопрестольную, Москва представляла собой ничуть не меньший торговый центр, чем крупнейшие европейские города. Правда, торговые здания и сооружения российской столицы серьезно уступали по своей площади тем, которые существовали тогда, к примеру, в Амстердаме, однако их было очень много, и, как говорится, качество компенсировалось количеством.

То, что торговые здания и сооружения Москвы в те времена имели небольшие размеры, связано с действовавшей тогда системой налогообложения: чем большую площадь имела лавка или магазин, тем выше размер подати, которую должен был платить владелец. Такое положение дел существовало довольно долго, вплоть до начала реформ Петра I.

Конечно, проектирование магазинов и торговых центров тогда осуществлялось довольно спонтанно и без привязки к какой-либо градостроительной концепции, но все коммерческие предприятия имели четкую градацию и подразделялись на лавки, амбары, скамьи, шалаши, кади, бочки и кувшины.

Во всех российских городах уже тогда существовали торговые здания и сооружения, в которых осуществлялась так называемая оседлая торговля. Скажем, в Москве она приняла форму гостиных дворов, причем на них происходила оптовая реализация. Они делились по товарному или географическому принципу, и их названия говорят сами за себя: персидский двор, литовский двор, армянский двор, рыбный двор, соляной двор. Каждый такой торговый комплекс занимал обособленную, достаточно компактную территорию.

Что касается реализации товаров в розницу, то она происходила в специализированных торговых рядах: рыбном, ветошном, лоскутном, охотном и т.д. Каждый из них представлял собой торговый центр, специализация которого также четко и однозначно определялась названием.

В начале девятнадцатого века в этой сфере хозяйства начали происходить серьезные изменения. Ведущими архитекторами было произведено проектирование магазинов и торговых центров, многие из которых достаточно хорошо сохранились до наших дней и представляют собой настоящие шедевры зодчества (на пример, здание Гостиного двора в Санкт-Петербурге). Таким образом, стали появляться крупные торговые здания и сооружения, централизованные системы снабжения и складирования товаров. Проектирование магазинов и торговых центров стало вестись более продуманно и тщательно, с учетом множества факторов. Хороший план строительства торгового центра уже в те времена предусматривал создание удобных подъездных путей, требуемых условий для хранения тех или иных групп товаров. Тенденция к укрупнению объектов розничной торговли содействовала развитию института аренды. Проектирование магазинов и торговых центров стало вестись с учетом того, что их площади будут сдаваться нанимателям.

Copyright © 2012 – 2018