Розничная реализация товаров

Типовой проект торгового центра не предусматривает детальной проработки интерьеров всех магазинов внутри него. Цель перед архитекторами стоит иная – обеспечить комфортные условия для торговли. Для этого требуется отталкиваться от главных принципов осуществления розничных продаж. Без выполнения этого основополагающего требования не удастся получить нужный состав магазинов, а значит, и гарантировать запланированный поток покупателей.

Формы и методы розничной торговли

Розничная торговля подразделяется на две категории: продажа удобств и товаров длительного потребления. В первом случае удовлетворяются запросы аудитории в предметах повседневного спроса: продуктах питания, канцтоварах, одежде, бытовой химии и т.д. Предметы длительного потребления – это все то, что покупатели не приобретают с ходу. Им важно сравнивать все характеристики в рамках тематической группы: цвет, марка, размер, дизайн, эргономичность, и лишь в последнюю очередь – цена. На приобретение любого представителя этой группы потребитель готов тратить свое время.

Все без исключения товары можно также разделить на 3 категории по степени их востребованности: высокого и среднего спроса, а также импульсивного. Последняя для продавцов является источником ежедневной прибыли, поэтому выставляется на уровне глаз посетителей магазина. Та продукция, что относится к самому высокому спросу, может располагаться в любом месте, поскольку ради нее покупатель готов наклониться к нижней полке или подняться по ступенькам лесенки на самый верхний ярус стеллажа.

В маркетинге хорошо известны проверенные временем методики, позволяющие эффективно реализовывать товары любой категории. К их числу относятся ниже перечисленные.

Личное обслуживание

Согласно этому старейшему принципу покупатель обслуживается продавцом, например, за прилавком. После совершения покупки принятые деньги вносятся в кассу, выдается чек, товар упаковывается. Сегодня такой метод применяют при реализации дорогостоящей и технически сложной продукции, когда покупатель нуждается в рекомендациях перед окончательным выбором (ювелирные украшения, мобильные телефоны, пылесосы и т.д.). Такое обслуживан6ие встречается в небольших салонах, бутиках, лавках по продаже деликатесов. Посетитель неизбежно подпадает под влияние советов продавца, а выставлять весь ассортимент нет нужды, так как демонстрацию проводят по запросу.

Самостоятельный выбор

Магазины данного типа – наиболее востребованный формат. В них можно самостоятельно брать в руки любую вещь, рассматривать, изучать упаковку, а выбрав – отнести для покупки на кассу. По торговому залу перемещаются готовые придти на помощь консультанты. Специализированные магазины, универсамы и супермаркеты работают именно в таком режиме. Все, что выставляется на полках – продается. Если же речь о бутике одежды, то имеются непременно примерочные. Для удобства выбора и направления потоков посетителей ассортимент выкладывают тематическими группами.

Самообслуживание

Яркий пример – продуктовый супермаркет. Покупатели перемещаются вдоль рядов стеллажей, складывая по пути в тележку или корзину выбранные товары, чтобы на контрольном пункте упаковать их оплатить покупку. Торговый зал имеет отдельный вход и выход, которые охраняются и оснащены системами видеонаблюдения. Обычно в таких магазинах представлены все наиболее востребованные предметы повседневного спроса. Расположение товарных групп таково, что побуждает каждого посетителя стремиться обойти зал по самому длинному маршруту, осмотрев по пути весь имеющийся в наличии ассортимент. Важным моментом планировки, стимулирующим продажи, является достижение ощущения простора. Не должно создаваться впечатления скученности, сутолоки и тесноты. Добиваются этого планированием путей перемещения покупателей, а также продуманным взаимным расположением секций.

Внутри торговой точки создаются особые площадки, откуда открывается хороший обзор на все ключевые зоны. Ими могут быть пункты предпродажной подготовки товаров, контора, контрольный пункт и т.д. Выбор планировочного решения отталкивается от совокупной площади зала и размеров торгового оборудования, ориентированного на выкладку основных товарных групп. Важно достичь баланса между размерами магазина и площадью выкладки ассортимента. Чем более гибким является выбранный проект, тем выгоднее для заказчика, получающего возможность в любой момент поменять состав реализуемой продукции.

Запас

Сколько именно товаров имеется в распоряжении персонала супермаркета, как именно они выложены на витрине – это ключевые факторы. В торговом зале в текущий момент времени выставлен лишь первичный запас, а резервный расположен на складе. Пополнение витрины выполняют вручную продавцы-консультанты в небольших по площади магазинах, а в гипермаркетах даже используются для этих целей вилочные погрузчики.

Современные предприниматели стремятся сформировать максимально большой первичный запас. Для маркетологов отрезок времени, за который товар на витрине от момента поступления до продажи остается рентабельным, является отправной точкой для формирования ассортимента закупок из расчета на неделю, месяц. Опираясь на объемы продаж, проводят расчет площади подсобных помещений, а также выбирают метод их взаимодействия с торговым залом.

Выбранная заказчиком проекта торгового центра технология продажи или их совокупность непременно отражается на выборе планировочных решений.