Многофункциональный торговый центр

Подчас застройщик вынуждено находится в условиях, когда проект нового торгового центра приходится объединять с другими зданиями. Например, так бывает, когда местные власти настаивают на этом. В результате появляются торговые центры, совмещенные с жилыми домами, общественными досуговыми постройками, образовательными и социальными учреждениями, различными конторами. Иногда главной причиной становится стремление сократить бюджет строительства на покупке участка меньшего размера, а иногда градостроительные требования использовать площадь максимально рационально.

Строительство многофункционального торгового центра

Сложность проектирования торгового центра с многофункциональным назначением состоит в том, что необходимо учесть и создать благоприятные условия для:

• оперативной доставки грузов и выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

• свободного перемещения посетителей от одной площадки к другой;

• подъезда и стоянок грузового и пассажирского транспорта.

Но есть и другие задачи, которые решают совместно архитекторы, инженеры, специалисты по энергоснабжению и коммуникациям:

• предусмотреть гибкость конструкции, способной трансформироваться;

• рассчитать размеры и расположение опор внутри огромного внутреннего пространства;

• заложить запас прочности с учетом серьезной ветровой нагрузки;

• заложить в проект собственную систему по утилизации отходов;

• выполнить расчет систем водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и канализации.

Из всех этих компонентов в итоге складывается стоимость строительства, а в будущем – сумма, в которую эксплуатирующей организации обойдется содержание готового объекта. Чтобы убедиться в жизнеспособности проекта до закладки фундамента, проводится всесторонняя его экспертиза специалистами различной квалификации: экономистами, инженерами, энергетиками и т.д.

Кто участвует в проектировании?

Сегодня работа над проектом торгового центра означает формирование бригады специалистов, в числе которых не только архитекторы. В нее входят электрики, дизайнеры, конструкторы, ландшафтные архитекторы, инженеры-механики и не только. Они принимают участие в работе уже на стадии выбора площадки будущего строительства.

В поисках наиболее совершенного и при этом прогрессивного решения каждый участник рабочей группы вкладывает свой опыт и творческую фантазию. В качестве основы может быть заимствован опыт создания таких объектов в других странах, с учетом местных особенностей. Успех центра во многом определяется тем, что удалось извлечь из расположения стройплощадки, особенностей ее ландшафта и окружения. В сравнении с другими разновидностями многофункциональных построек, торговые центры такой категории наиболее сложны в проектировании.

Экономический фактор – основополагающий в разработке нового торгово-развлекательного комплекса. Архитектор работает в тесном тандеме с теми специалистами, которые определяют концепцию будущего центра. Вместе они предлагают заказчику варианты технико-экономического обоснования строительства.

Большая работа в этом плане выполняется маркетологами. На них возлагают задачу исследования запросов потенциальной аудитории, возможностей местного рынка, чтобы с учетом этой информации совместно с экономистами разработать эффективную торговую политику с заложенным в ней потенциалом роста и развития.

Критерии оценки результата

Коммерческий успех – это главный показатель качества всего проекта торгового центра в целом и выбранной планировки, в частности. Достичь этого позволяет правильно выбранное соотношение сдаваемой в аренду площади и общих размеров участка. На стадии проекта соотносятся суммы вложенных средств с типом строения, его кубатурой, ожидаемой отдачей. Например, предусматривается место и выделяются средства для строительства автостоянок, которые будут приносить прибыль владельцу или не приносить. Оба варианта необходимо согласовывать с инвесторами и местными властями.

Окупаемость – второй по степени важности критерий оценки проекта. Объемы вкладываемых в строительство средств должен быть уравновешен эксплуатационными затратами. Известно, что сложные системы управления, дорогие стройматериалы в будущем требуют меньше расходов на текущее обслуживание за счет экономии рабочей силы, редко требующихся ремонтов.

Проектирование столь сложных объектов – настоящее искусство. Оно требует от создателей торговых центров немалой изобретательности в поисках новых интересных решений, опыта в отборе максимально эффективных и проверенных временем решений. На предварительной стадии работы архитектор уже учитывает множество разнообразных факторов, чтобы предложить заказчику определенное планировочное решение создаваемого здания.