Современный центр торговли

Первые архитектурные проекты торговых центров, необходимых населению, были созданы в США. Толчком к этому послужили стремительный рост доступности личного автотранспорта, строительство качественных трасс, а также сравнительно невысокие цены на крупные загородные участки земли.

Современный дом торговый центр

Каким он был – первый торговый центр?

Отличий у него от рядового магазина было даже на самом начальном этапе довольно много. Прежде всего, речь шла о комплексе торговых площадок, между которыми организованы комфортные пешеходные маршруты, а доставка покупателей из близлежащего района и более отдаленных обеспечена несколькими видами наземного транспорта. Специально для этого строилась остановка автобусов, трамваев, а рядом – стоянка такси.

Простейший проект по замыслу своих создателей предусматривал включение в состав комплекса следующих обязательных типов торговых точек:

  • универмагов;
  • продуктовых супермаркетов;
  • сетевых магазинов.

Именно им отводились главные площадки, а оставшаяся территория предоставлялась под мелкие специализированные магазинчики, заполнявшие спрос на оставшиеся неохваченными категории товаров.

Следующим шагом в развитии стало присоединение просторной автомобильной парковки, чтобы желающие совершать покупки могли приехать за ними на своих машинах. Привлекательный ландшафт – еще одно средство привлечения аудитории, поскольку шопинг для многих стал синонимом отдыха всей семьей. По этой же причине внутри торговых центров появились их неизменные спутники: выставочные залы, кинотеатры, спортивные залы, рестораны и кафе. Продленный до 10 ч вечера и даже дольше рабочий день позволил создать режим максимального благоприятствования для торговли.

Поначалу типичный торговый центр в США представлял собой сконцентрированное на одном месте собрание магазинов. Часто отличия между ними были минимальны: размеры помещения, ассортимент товаров, содержание вывески. В остальном торговые точки разных городов походили друг на друга как близнецы. Позже с появлением систем кондиционирования воздуха, усовершенствованного искусственного освещения и других элементов благоустройства стало возможным разместить все площадки под единой кровлей.

С этого момента все больше внимания стало уделяться всему, что выделяет одну марку перед другими. В ход шли различные средства: униформа продавцов особого дизайна, единый стиль оформления витрин и ценников. Следующим шагом стало направленное позиционирование магазинов с точки зрения ценовой доступности. Если строящийся торговый центр ориентирован на продажу товаров повседневного спроса, то под его крышей не было дорогих ювелирных или автомобильных салонов.

Переход на европейский уровень

Появление таких центров в Европе стало возможным в послевоенные годы. Тогда разрушенные бомбардировками города отстраивались заново, а растущее местное население испытывало те же потребности, что и американское. За образец и был взят опыт США.

Возникающие градостроительные трудности решались по-разному. Так, в 60-е гг. центральные районы большинства мегаполисов подверглись масштабной реконструкции. Малоэтажная жилая застройка выкупалась, сносилась, а на ее месте возводились высотные здания, первые этажи в которых традиционно отдавались под магазины.

Если же по каким-то причинам поступить так было невозможно, то городским властям приходилось изыскивать иные пути. Например, расширять проезды, вынуждая владельцев продавать свою недвижимость. В других случаях центральные улицы закрывались перед автотранспортом, превращаясь в пешеходную зону. Тем самым создавались все условия для развития торговли. Разрозненные магазины, хаотично разбросанные по городу, постепенно стягивались к его центру. Позже на их месте отстраивались еще более крупные торговые центры.