Парки Москвы

Аллеи дорожки и тропы

Ландшафтные дизайнеры и архитекторы при проектировании новых садово-парковых ансамблей непременно создают систему проходов, без которых невозможно представить по-настоящему комфортное пространство для прогулок и отдыха. Система тропинок, пешеходных дорожек, аллей состоит из главных и второстепенных элементов. К главным относятся проезды и те проходы, что создаются специально для массового использования. Узкие тропинки, где может разминуться только пара пешеходов, относятся к второстепенным.

Гармонично спроектированная система представляет собой пространство, где каждый участок связан с другими удобными проходами. Отличительной чертой такого решения является возможность интуитивного ориентирования в парке каждого, кто впервые в нем оказался. Продуманное тематическое зонирование позволяет распределять потоки посетителей так, чтобы каждый мог выбрать занятие на свой вкус и не толкаться при этом с остальными.

Система аллей парка

Как правило, планировочный каркас парка состоит из разного рода функциональных зон и главных аллей. У парка может быть несколько входов, но один всегда выделяется как основной. От него посетители попадают на ведущую развилку, откуда могут выбрать предпочтительное направление движения, чтобы посетить интересующую их тематическую зону – озеро, площадку для детей, беговые дорожки и т.д.

Независимо от того, насколько велик или мал парк, протяженность прогулочных маршрутов должна быть достаточной. Добиться этого позволяет кольцевая конфигурация аллей, пересекающих древесные и кустарниковые посадки. Очерчивая границы парка со стороны городской застройки, широкие тропинки создают необходимые связи между всеми тематическими и функциональными зонами.

По внешнему виду профиля прохода можно определить его назначение. У главных дорожек ширина колеблется от 5 до 25 м, тогда как второстепенные в зонах отдыха не столь широки – всего 11,5 м. Самые широкие аллеи примыкают к основному входу и могут быть даже 40-метровой ширины. Протяженный партер, окруженный цветочными композициями, встречающий посетителей носит название эспланады. Здесь же размещают и другие декоративные элементы: скульптуры, фонтаны, клумбы, скамейки.

На долю системы дорожек приходится до 15% или даже более от общей площади парка. Чем меньше размер территории, тем большую ее часть занимают проходы. Если рельеф отличается спокойствием, то уклон аллей колеблется в пределах 0,53% (максимум 56%). Если же участок сильно пересечен, то уклоны могут достигать 30%, тогда профиль делают извилистым, сохраняя прямолинейность только на коротких отрезках до 100 м длиной. Для такого ландшафта характерны лестницы, террасы, пандусы.

Высокая проходимость садово-паркового ансамбля налагает специфические требования на применяемые дорожные покрытия. Они должны быть плотными, но не слишком твердыми или шероховатыми. По таким удобно ходить и бегать, но в сухую погоду они не пылят. Смоченные дождем покрытия быстро высыхают, не раскаляются под палящими лучами солнца, обладают высокой декоративностью. Выбор цвета продиктован общим колористическим решением. На фоне зеленых насаждений хорошо смотрятся все оттенки натурального камня, но тематические зоны иногда выделяют контрастными красными, желтыми, белыми и другими оттенками покрытий.

Поскольку самые крупные аллеи дополнительно выполняют функции автомобильных проездов, то их покрытие должно выдерживать нагрузку от автотранспорта. Обычно используют бетонные плиты или асфальт, а пешеходные дорожки оформляют плитками из камня или бетона. В небольшом парке они могут быть покрыты улучшенным грунтовым покрытием.