Проектирование садов и парков

Важной частью ландшафта большого или малого населенного пункта являются парки и сады. Разработкой их проектов занимаются архитекторы. В каждом случае специалисту в своей работе важно учитывать потребности населения – организацию досуга детей и взрослых, улучшение экологии, создание условий для развития творческого потенциала людей.

Садово-парковое проектирование

Чтобы воплотить в жизнь новый проект, необходимо подготовить техническое задание и сделать выбор традиционного или инновационного композиционного решения. В первом случае отправной точкой для архитектора станет некий реально существующий парк, сад, лесопарк. Во втором задача интереснее, поскольку можно создать что-то необычное, попутно решив озвученную социальную или функциональную проблему: разместить инфраструктурные объекты, создать новую планировку и т.д.

Парк музей Коломенское
Коломенское
Усадьба Кусково в Москве
Кусково
Нескучный сад
Нескучный сад
Метро измайловский парк
Измайловский парк
Екатерининский парк
Екатерининский парк
Зоопарк города Москвы
Московский зоопарк

История развития садово-паркового искусства насчитывает много веков. За это время были найдены всевозможные приемы организации ландшафта. Каждый из них учитывает природные и климатические черты данной местности, культурные традиции населения. Известные примеры парков и садов, которыми можно полюбоваться в городах по всему миру, непременно несут отпечаток эстетики, присущей эпохе своего создания.

В знаменитых образцах ландшафтного искусства налицо два композиционных приема:

• пейзажный (английский) – характеризуется живописностью планировки и группировки элементов большой и малой архитектуры, зеленых насаждений;

• регулярный (французский) – отличается четкой геометрией.

Принято полагать, что само это направление зародилось во времена рабовладения. Парки тогда разбивали при частных домовладениях и дворцах, а также при храмах. Если взглянуть на древнеегипетские традиции, то в них отчетливо прослеживается регулярность. В центре композиции – главная постройка, от которой в направлении въезда на участок тянется широкая прямая аллея. Она же – ось симметрии, делящая сад надвое. Еще одна популярная деталь – пруды, бассейны и фонтаны в форме прямоугольников.

В седьмом веке до нашей эры в Вавилоне было создано подлинное чудо – висячие сады Семирамиды. Это успешная попытка благоустройства сложного рельефа – террас. Для большего комфорта их соединяли лестницами. Древняя Месопотамия славилась своими охотничьими заповедниками, являвшим нечто среднее между диким лесом и комфортабельным парком.

Древнегреческие архитекторы любили использовать симметричное озеленение прихрамовых территорий, площадей. Хорошо известны герооны – сады, где среди клумб и деревьев можно встретить скульптуры и колоннады. Их использовали для особых спортивных состязаний, посвящая их памяти павших героев.

В Древнем Риме пользовались популярностью регулярные парки и сады, которые окружали колоннадами. В них природные и архитектурные формы находятся в тесной композиционной взаимосвязи. Разнообразие элементов благоустройства весьма велико: зеленые насаждения, фонтаны, пруды, скульптуры, скамейки. Стали предметом поздних заимствований всевозможные перголы, беседки, изгороди, заплетенные вьющимися и ампельными цветами, лианами, кустами.

Образчик изысканности – сады в арабских странах, созданные в средние века. Каждый непременно имел высокую изгородь вдоль периметра. Композиция представляет собой некую четкую геометрическую картинку, испещренную каналами. Главное украшение ландшафта – прямоугольные газоны, чья строгость разбавлялась утонченными цветочными бордюрами.

Для восточной садово-парковой архитектуры свойственна пейзажная композиция. Она как нельзя лучше передает главную идею: непрерывный цикл естественного обновления природы. Так в садах в Японии очертания дорожек и обязательных прудов имели весьма прихотливую форму, словно следуя природному рельефу. Если в декоре использовались малые архитектурные формы, то весь их облик – цвет, фактура, материалы обязательно сливались с окружающей средой.

В то же время истинно восточная нега и релаксирующий настрой не были переняты в садах средневековой Европы. Там во главе угла – утилитарное назначение. Землю использовали для извлечения из нее пользы: растили овощи и лекарственные травы, сажали плодовые кустарники и деревья. Если же уделяли внимание эстетической составляющей, то отдавали предпочтение газонам, украшая их периметр цветочными клумбами. Настоящий расцвет европейского садово-паркового искусства начинается лишь в эпоху Возрождения. С ее приходом в парках появились такие декоративные формы, как скульптуры, лестницы, бассейны, каскады.